Ребенок не любит читать?

Как часто родители с негодованием (возмущением/ стыдом) жалуются: «Он совсем не хочет читать! Не могу заставить никак! Уже даже пришлось лишить его компьютера и разрешать играть только если он прочитал столько, сколько я ему велела!»

Еще чаще страдают по этому поводу учителя литературы. Кто-то из них настолько отчаялся соблазнить учеников чтением, что включает им фильмы по классическим текстам. «Ну хоть так…» — измученно вздыхают они.
Тут надо сказать, что когда дело доходит до Достоевского и Толстого, «поздно пить Боржоми». И отпрыск, который не жаждал читать про трех поросят в детском саду и Дениску в начальной школе, вряд ли будет с интересом читать зубодробительные тексты. А вот что же делать, чтобы не пришлось ….

Что делать?
Читать детям, читать вместе с детьми. Чтение газет, статей в интернете, сборников анекдотов, инструкций к бытовой технике – не считается.

Зато очень полезно обмениваться книжками, обсуждать их, обсуждать экранизации, устраивать семейные творческие вечера с чтением собственных стихов и текстов из кладовой мировой классики, а также сочинений и эссе. А может быть в Вашей семье станет традицией разыгрывание спектаклей по любимым произведениям.
Если, читая эти строки, Вы моментально скрючиваетесь и выпаливаете: «ненавижу читать!», то смиритесь с тем, что и Ваш ребенок этого занятия не полюбит. Единственный выход для Вас тогда – придумать вместе способ успевать по школьной программе с наименьшими потерями нервов и сил. Или подсказать свой способ.
Тогда ребенок не будет взахлеб и с увлечением читать и с легкостью писать сочинения, а по русскому и литературе вряд ли будут безупречные оценки. Но, в конце концов, Вы сами и без любви к книжкам, и без пятерок по литературе прожили, с голоду не умерли.

Чтобы найти достойную работу и даже стать крепким профессионалом своего дела – инженером, летчиком, строителем, программистом, Достоевский не обязателен. И если в 9 классе провалить сочинение про собирательный образ женщины в романе «Отцы и дети», то уж ничего катастрофического в будущем это не сулит.
Знаю людей, у которых от одного упоминания «школьных авторов» сводит зубы. Они вспоминают, как настойчивая и неприятная учительница литературы распекала их сочинения, как они с трудом продирались через бесконечные описания внутренней жизни героев, таких далеких и таких безразличных им проблем. Здесь беда, на мой взгляд, в том, что во-первых, многие классические произведения в школе читать рановато, а во-вторых – обсуждения этих текстов обычно превращаются в такое мозговыносное насилие. Самое страшное, что может происходить на этих уроках — это порицание за какую бы то ни было собственную мысль насчет прочитанного. Не дай Бог сказать, что на Ваш взгляд, Чацкий мог бы что-то изменить на Родине, если бы начал работать, засучив рукава, вместо бесконечных споров и поездок за границу. И вот когда на литературу есть только один легальный взгляд — только одна возможная мысль, а остальные неправильные (вот если бы и классики так рассуждали, сколько бы у нас было книг?), тогда остается только одно – списывать с готовых сочинений чужие «правильные» мысли.

Тогда в семье звучит лейтмотивом такая история: «Читать неинтересно, трудно – это нудное, тяжелое, но обязательное в школе занятие». Никто это именно такими словами не произносит, но подразумевает. «Что тебе задали на дом? Евгения Онегина? Ой… Так и не смогла в школе осилить» (и лицо при этом мученическое). Естественно, привлекательным чтение для ребенка из такой семьи не станет.

Что можно сделать, если Вы хотите, чтобы ваше чадо все-таки чтение любило?

  • Можно прочитать книги из школьной программы, которые «зацепили» Вас сюжетом, характерами героев, идеей, но которые Вы так и не прочли до конца. Когда над нами никто не стоит «с кнутом», читается гораздо легче и интереснее – проверьте на себе. Неинтересно то, что проходили во время учебы? Подберите для себя книжечку из мировой литературы, ориентируйтесь на аннотацию.
  • Все-таки не получилось «обуздать» классиков? Может быть, вам по вкусу придется современная проза или поэзия?
  • Книга Вас увлекла? Расскажите о ней ребенку, предложите (не настаивайте!) ее прочесть. Если она пока не подходит по возрасту, перескажите кратко сюжет, так, чтобы он заинтересовался самой идеей текста. Разыщите в сети фильм, театральную постановку, по книжке, если такие есть. Можно даже завести семейную традицию, например, ежемесячный субботний кино-сеанс с просмотром экранизаций книг, которые особенно понравились.

Ну, а пока ребенок в школу не ходит, все гораздо проще – читайте ему хорошие книжки. Про Пеппи Динныйчулок, про Карлсона, про Дениса Кораблева, про Элли в Изумрудном городе и Незнайку с Солнечном городе, про Алису, про Чипполино… Очень много хороших детских книг. Список будет ниже.
От всей души желаю Вам открыть для себя это уд!овольствие- читать и радость делиться этим удовольствием с ребенком.

P.S. приятный бонус: ребенок не только будет с удовольствием читать книги, но и грамотно, складно писать на русском языке, ясно и красиво формулировать свои мысли – появится красочная, выразительная речь (вместо тонн «как бы», «типа», «нуууу… это самое»)

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *