«Экзамен для меня — всегда праздник!» или как нам всем пережить ЕГЭ?

«Экзамен для меня — всегда праздник!» или как нам всем пережить ЕГЭ?

Хотя российские школьники сдают ЕГЭ уже десять лет подряд, все не утихают сетования о том, что «это все такой сильный стресс, зачем навыдумывали, сдавали бы как раньше… а теперь они так переживают, у них нервные срывы…». По телевидению каждый год стройным маршем проходят репортажи об очередном «ужесточении контроля», последствиях списывания и покупки ответов, и т.д. и т.п. И тратятся силы и время, и нервные клетки на переживания и обсуждения, которые ничуть выпускнику не помогают. А наоборот — взвинчивают ситуацию до температуры, подходящей для того самого нервного срыва.

А между тем, сдавать ЕГЭ все равно нужно – по крайней мере, в этом году точно. Поэтому мне видится намного больше смысла в том, чтобы найти способ (он, вообще, у каждого свой) сдать экзамены с нужным результатом с минимальными потерями – физическими и моральными.
По этому поводу есть у меня две мысли. Они, как говорится, лежали на поверхности, но в горячке всеобщей тревоги мало кто ими пользуется.

Мысль 1.

Помимо очевидных минусов, которые за десять лет везде и всюду уже обсудили разными нехорошими словами, у ЕГЭ есть преимущества. Опять же, большинство плюсов (необходимость сдавать только один экзамен по одному предмету, исключение человеческого фактора) уже расхвалили и обсудили.

Но вот одну вещь мало принимают во внимание. Есть ученики, которые очень легко вступают в контакт с экзаменатором (это обычно ребята, которые вообще умеют и любят общаться), удачно формулируют мысли устно, легко импровизируют, хорошо считывают и понимают реакцию преподавателя. Вы наверняка можете вспомнить в Вашем классе, в котором учились или преподаете, такого паренька или девушку. У них, что называется, язык подвешен. Даже если такой товарищ подготовился не очень старательно – пробежал параграф по диагонали, он вещает у доски очень вдохновенно. А самое главное – уверенно, спокойно. Если ему еще немного подсказать, намекнуть на какой-то ход мысли – все пройдет как по маслу, может и на «пятерку» наболтать.

Лучше всего у них это выходит обычно с гуманитарными предметами: литературой, историей. На физике, химии пространные рассуждения с горящим взглядом уже не годятся. А вот умение держать хорошую мину даже при плохой игре, правильно угадывать смысл мимики и позы преподавателя на экзамене и производить впечатление человека уверенного в своих знаниях и вообще довольно приятного, могут выручить их и на экзамене по точным наукам.

Но большинство детей такими талантами не обладает, а кто-то откровенно плохо умеет общаться. Производит впечатление забитого (или наоборот, высокомерного), хотя может быть на самом деле очень умным, эрудированным и интересным человеком, а предмет знать отлично и увлечено им заниматься, любить его. Просто этого не заметно в разговоре с ним. Для таких ребят ЕГЭ может оказаться настоящей палочкой-выручалочкой. Потому что оценку ставить будут не его умению выглядеть или говорить, а тому «сухому остатку», который он может выдать по предмету. А это повышает его шансы на хороший результат, а значит и тревоги будет меньше, а веры в успех — больше.

Мысль 2.

Если Вы мама/папа или педагог в старшей школе, важно не поддаваться искушению «проводить разъяснительную работу», внушая сыну или дочери, как все серьезно и страшно. «Заряжать» выпускников тревогой бессмысленно и опасно. Представьте, что Вам предстоит очень сложный, долгий проект на работе, к которому нужно приложить максимальные силы. Да еще приедет комиссия и будет оценивать Вашу компетентность, а от результатов зависит не только положение на текущей работе, но и Ваша деловая репутация вообще. Если Вам говорить, что Вы с предстоящей работой не справитесь, там так сложно и трудно, что сжульничать никак не получится, что надеяться не на что, что вдруг Вы все провалите, то что тогда…. Вряд ли Вы в такой обстановке будете спокойно и эффективно работать и готовиться к проверке. В таком виде миссия выглядит невыполнимой. И становится сильным искушение выдумать какой-то хитрый способ обойти честный путь и «сыграть грязно» — и ученик тратит уйму сил и времени (которые так пригодились бы в подготовке) на разработку хитроумных планов, приспособлений (как в том фильме про Шурика, помните?), поиски готовых ответов и прочее.

Другой вариант – максимально оттягивать момент подготовки как неприятное, а самое главное – бесполезное дело. Миссию-то уже расписали как невыполнимую – что уж ту напрягаться зря… Если тревога будет слишком сильной – можно вообще впасть в ступор и быть не в состоянии сосредоточиться вообще, и плакала вся подготовка.

Что тут можно сделать: обратить внимание на Ваши эмоции (Вы тревожитесь за результаты экзаменов, жалеете своего ребенка, злитесь на министерство образования или школу) и найти способ Вам с ними обойтись. Поделиться с подругой/коллегой/соседом. Или написать пост в Фейсбуке и там обсуждать свои мысли и чувства о ЕГЭ. Выйти на пробежку, посидеть в позе лотоса – помедитировать. Отвлечься на свежую зелень деревьев в парке или цветочные клумбы на даче. Кому что нравится и помогает.

А чем же можно помочь своему ребенку?

Мысль 3.

Начать стоит с того, чтоб вспомнить свой опыт. Да, ЕГЭ Вы не сдавали, и это может сбить Вас с толку. Но я убеждена, что это как раз не принципиально. Экзамен – он и есть экзамен, испытание, проверка – как хотите называйте. Вспомнить, как Вы готовились и сдавали экзамены, а еще полезнее – какие экзамены и почему Вы провалили. И как исправляли это или как пережили, как теперь к этому эпизоду относитесь. А еще:

  • вспомнить и рассказать, как Вы распределяли время силы: за что брались в первую очередь;
  • как справлялись с волнением;
  • какие предметы учили с удовольствием, интересом, а какие — через силу, со скрипом;
  • какой материал (таблицы, схемы, рисунки или текст) запоминать было легче, какой труднее? А Вашему ребенку?
  • как отдыхали в перерывах от подготовки (занимались спортом/ готовили еду/ читали/гуляли);
  • обсудить с сыном или дочерью такую мысль. Результаты ЕГЭ – не единственный показатель (и даже не самый главный) ума, образованности, и тем более – ценности человека. И уже конечно, никакие результаты ЕГЭ не изменят Вашу любовь и поддержку.

Я желаю всем школьникам удачно сдать ЕГЭ и ГИА, и пусть экзамены будут для Вас если не праздником, то хотя бы не десятым кругом ада.

Хорошая книга на тему: Л. Петрановская «Что делать, если ждет экзамен?»

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *