Почему ребенок ничего не хочет?

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Николай Заболоцкий

Как часто можно услышать: «Он ничего не хочет! Ему ничего неинтересно! Только бы перед компьютером сидеть…. Мы ему предлагали дзюдо, рисование, плавание, бокс. И уроки сделать не заставишь.» Почему так?

Чтобы ответить на этот вопрос, начнем издалека. Наверняка все в школе учили стихотворение Николая Заболоцкого про душу и лень. А еще все слышали выражение: «Праздность – мать всех пороков». Мы не станем спорить с мудростью, накопленной поколениями. Безусловно, систематическое безделье никакой душе на пользу не идет, особенно детской. Мы поговорим о тех крайностях, в которые ударяются, родители, заполняя день ребенка до предела «полезными» развивающими занятиями.

Конечно, родители хотят для своих любимых детей самого лучшего будущего, самых заманчивых возможностей. И поэтому они напрягают все свои родительские силы (небезграничные, между прочим) чтобы «прокачать» своего малыша с самого начала его жизни. И это желание вызывает уважение и солидарность. Все мы хотим для детей самого лучшего.

Кстати, замечали, сколько рекламщиков используют это наше желание? «Вы хотите для своего ребенка самого лучшего? Купите нашу кашу/ смесь/ игрушки/ сок!
Иногда мне кажется, что в голове родителей звучит голос из той самой детской песенки про прекрасное далеко. И ежедневно спрашивает: «а сегодня что для завтра сделал я?». Ответа нет? Тогда срочно записываем младшего в английский лагерь, старшего – на шахматы, совсем малютке- гору развивающих игрушек. Тогда тревога немного отступает. Нам, родителям, полегче. Сделали все, что могли «для завтра». Ребенок, до поступления в школу занимавшийся в нескольких кружках, с началом школьного обучения наращивает темпы, и ему подбирают еще несколько обязательных занятий (например, английский и музыка – для «разностороннего развития личности»). У маленького школьника буквально больше нет свободного времени. Взрослые убеждены, что это –то и прекрасно. «Английский непременно пригодится», а все остальное если и не понадобиться потом жизни, зато здорово «приучит его к дисциплине», усидчивости и самостоятельности.
Но приносит ли это пользу ребенку? Да, оценить результат моментально, конечно, невозможно. Мало ли что он сегодня плачет над этими шахматами (японским языком, скрипкой), зато потом спасибо скажет.

Прокрутим несколько лет вперед, и посмотрим на этого ребенка в подростковом возрасте. С изумлением мы увидим, что родители и учителя твердят, что дитя ничем не интересуется, «ему ничего не хочется». У ребенка начисто отсутствует этот навык – понимать, чего он хочет, и действовать на энергии собственного желания. Все время до этого он подчинялся авторитету взрослых. Но вот наступил «трудный» возраст, и авторитет больше не действует. А понимать, чего я хочу, что мне прямо сейчас интересно, и как мне этого добиться, где приложить усилия, кого попросить о помощи – этого всего подросток не знает. Потому что не научился.
Для действительно полноценного развития ребенку важно иметь свободное время. Время, которое он может потратить на то, чтобы придумать, чем заняться. То есть прислушаться к своим желаниям, найти пути и средства свое желание воплотить, а если это невозможно, подыскать альтернативу.
Но как же справиться с нашей тревогой? Что отвечать этому голосу из прекрасного далека? В конце концов, что же, пустить все на самотек, пусть бездельничает? Да какой же родитель сможет это сделать?
Я думаю, выход здесь может стать таким: стоит вспомнить собственное детство, положиться на свой опыт. Психолог, автор книг о детях Екатерина Мурашова пишет:
«По сравнению с сегодняшним днем мое детство было весьма бедным занятиями и развлечениями. Но нам однозначно доверяли — мы лет с пяти уходили «во двор», а потом должны были как-то сами выбрать себе кружки по интересам и сами туда добираться. Мы сами ходили в кино, сами
готовили уроки и сами исправляли свои двойки.

У нас было много досуга, и мы его сами, по своему выбору, заполняли — играми, чтением, разговорами, ничегонеделаньем. Родители, конечно, учили нас жить (бессмертное «А не будешь хорошо учиться, станешь дворником!»), но в целом предполагалось, что их основная задача — накормить, одеть, оплатить кружки, если они платные (большинство было бесплатных, надо признать), отвести в школу, в идеале — в музей, в театр, а дальше мы сами как-нибудь сориентируемся в соответствии со своими запросами и интересами. Они явно не слишком боялись за наш грядущий жизненный путь и считали нас не глупее, а зачастую — умнее себя.»

Я думаю, Вы справляетесь с жизнью, значит, у Ваших детей есть пример, они могут пользоваться Вашим опытом. Если Вы будете верить в них.

P.S. А может быть, у Вас есть другие способы справиться с этой тревогой и доверять ребенку? Поделитесь.

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *