Маленькие ученые. Как дети используют статистику, чтобы изучать взрослых?

Исследования Тамар Кушнир в Департаменте развития человека в Корнельском Университете проливают свет на то, как маленькие дети узнают о причине и следствии через повседневный опыт.
Дети по природе своей любопытны — им интересны причины и следствия, и, естественно, они стремятся узнать все  “как” и “почему” в этом мире.
Младенцы и малыши как маленькие ученые.
Они собирают данные наблюдения и исследования мира” – говорит Кушнир. Играя с куклами, отыскивая игрушку в ящике или стуча кубиками один об другой без всякой, казалось бы, задумки, они на самом деле заняты постановкой гипотезы, оценкой статистических данных, и отклонением убеждений, которые опровергаются вескими доказательствами.
Они также демонстрируют замечательную психологическую интуицию и, наблюдая за действиями других людей, могут определить глубинные мотивы, желания и предпочтения.
Хотя в раннем детстве познание традиционно изучались отдельно от социального контекста, исследования Кушнир соединяет эти нити вместе.
К тому времени как дети находятся в дошкольных учреждениях, они уже понимают многое о желаниях других людей, их предпочтениях, убеждениях и эмоциях. Но как они узнают об этих внутренних явлениях?
Считается, что дети улавливают это эмоциональные сигналы, такие как мимика. Но недавняя работа Кушнир показала, что дети могут использовать статистику, чтобы выяснить предпочтения другого человека.
В двух экспериментах Кушнир, Сюй и Веллман (2010), рассмотрели, как дети используют статистику, чтобы понять причины действий людей. В одном исследовании трех — и четырехлеткам показали
игрушку “Белочка” и сказали, что Белочка любит определенные игрушки, а другие –не любит. Дети смотрели, на белка выбирает пять игрушек одного типа—например, красный круг из пенопласта, и с радостью играет с ними в течение нескольких минут.
Одна треть детей видела, как белка выбирает красные круги в 100% случаев. Треть
детей видели, как белка выбрала в 50% случаев красные круги и в случаев 50% голубые цветы. Последняя группа видела как белка выбирает красные круги только в 18% и 82% случаев — голубые цветы.
После этого экспериментатор забирал коробку с игрушками и ставил три миски —с красными кругами, голубыми цветы, и с еще одной игрушкой, которую дети раньше не видели. И просил детей дать белке игрушку, которую она любит больше всего.
Дети из последней группы выбирали правильную игрушку (красный круг) чаще всего. Когда дети увидели, что белочка выбирает красный круг из ящика, в котором преобладали голубые цветы, они увидели такой статистический знак: «Тааак, Белочка очень любит красные круги, раз игнорирует так много голубых цветов». Детей из второй группы выбирали правильные игрушки немного реже. Дети из первой группы давали белочке игрушки в случайном порядке. Наблюдая за белкой, выбирающей красные круги из коробочки, где ничего, кроме красных кругов не было, дети получили мало статистических данных: белочке, наверное, понравились красные круги довольно сильно, потому что она, кажется, счастлива играть с ними, но поскольку что это все, что там было — им не хватало информации, чтобы, как говорит Кушнир, развить теорию, что белочке хотелось бы что-нибудь получше.

Выводы примечательны тем, что Кушнир думала, что дети делают выводы о желаниях и предпочтениях только из эмоциональных сигналов, таких как улыбки и гримасы. Кушнир и ее соавторы показывают, что с самого раннего возраста статистическая информация играет важную роль в социальном обучении.
Дети образуют теории, говорит Кушнир, на основе очень малого количества информации. У куклы меньше минуты на выбор игрушек из ящика, но этого достаточно для детей, чтобы сделать вывод
о ее предпочтениях. “Они не собираются ждать, пока у них будет десять доказательств; они сделают вывод на основе одного факта”, — говорит Кушнир. “Если вы думаете, что это как вычисления
компьютера – то это не так. Они не станут, как компьютер, ждать целого большого пакета данных; их обработка идет каждую секунду.”
Результаты этих исследований и другие исследования пополняют наш запас знаний о механизмах
обучения детей раннего возраста, и имеют важное значения для изучения когнитивного развития, а также образования детей.
Советы для родителей и воспитателей:

  • Обеспечьте развивающую среду с большим количеством
    возможностей для благоприятного социального взаимодействия и давайте детям
    играть. Играя, дети исследуют, оценивают и учатся;
  • Выбирайте игрушки, которые поощряют детей исследовать
    физический мир и играть с другими. Большим потенциалом обладают
    простые игрушки, такие как вкладывающиеся друг в друга мерные стаканчики,
    кубики, машинки и мячи;
  • Помните, что дети наблюдают за вами и окружающими очень внимательно и изучают
    действия и решения, которые они увидели;
  • Участвуйте в играх с маленькими детьми, которые предполагают
    различные результаты (например, удар мягкого мяча об твердую поверхность
    приводит к отскоку; а если бросить твердый мяч – как мяч для гольфа или бейсбольный, отскока не будет);
  • Используйте язык, чтобы объяснить детям разные способы достижения
    аналогичного результата (например, можно сложить кубики друг на друга, а можно бок о бок);
  • Задавайте  вопросы ребенку о причинно-следственных связях и возможных результатах. Например, вы могли бы спросить: “что произойдет, если…”. Задавайте вопросы о событиях, с которыми ваш ребенок уже знаком, например, “что произойдет, если ты пропустил школьный автобус?” Помогите вашему ребенку определить 2-3 результата для каждого “что произойдет, если…» Обсудите, какие результаты являются наиболее вероятными. Спросите ребенка, как он пришел к ответу и почему он выбрал самый вероятный ответ;
  • Обсудите с ребенком альтернативные решения. Например, “если ваш ребенок разочарован тем, что игра с любимой подругой была отложена, помогите ему увидеть альтернативные решения: “я знаю, что ты расстроен,  что вы с Джимми не сможете играть вместе, но вместо этого вы могли бы играть вместе в следующую пятницу вечером или в субботу утром;
  • Используйте любые возможности, чтобы объяснить выводы или исследовать логические выводы. Когда ваш ребенок делает прогнозы или заявления
    спросите его: “почему ты так решил?” “Что заставляет тебя думать так?”

по материалам статьи http://www.human.cornell.edu/hd/outreach-extension/upload/Learning-about-how-children-learn-Kushnir.pdf
Перевод Натальи Шамаевой

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *