«ОБЪЯСНИТЕ ВАШЕМУ РЕБЕНКУ, ЧТО ТАК НЕЛЬЗЯ!» Почему дети нарушают правила, и что с этим делать

Когда я работала в школе, то очень часто слышала, как учителя сетуют: «ребенок не умеет себя вести, его не научили» или «ему просто не объяснили, что можно, а что нельзя». От коллег, работающих в детском саду слышу такие формулировки еще чаще.

Когда я консультировала родителей, то все (!) абсолютно все родители детей, на которых жаловались воспитатели/ учителя почти со слезами на глазах говорили: «я ему каждый день говорю, что так нельзя!», «каждый раз, когда на него жалуются, мы ему (ей) объясняем, что это неправильно, нельзя драться в садике, нужно слушаться воспитателя и т.д.» Случалось такое слышать от родителей школьников. У меня в работе был мальчик, которого почти на каждой (!) перемене наказывал учитель, за беготню. Мальчик знал, что бегать нельзя. Ему объяснили. Его последовательно наказывали. А он все равно бегал! Мама набила себе мозоль на языке, «объясняя» и внушая. А он бегает…

Сколько же конфликтов, напряжения, непонимания, а порой и скандалов вырастает на этой почве «дисциплины» и взаимных упреков.
В чем же дело? Все-таки это упущение родителей? Что же они — как-то не так объясняют? Не теми словами? А может, надо наказывать? Или это педагоги придираются? А может вообще не надо дисциплине уделять так много внимания, и это все условности — попытка «системы» подчинить индивидуальность (встречаются и такие мнения). И почему одни дети подчиняются правилам и не нарушают дисциплину, а другие — просто ходячий хаос?

1🎈. Начнем с того, что объяснения в принципе — не самый эффективный способ управлять детским поведением. Чем младшие ребенок — тем меньше пользы от объяснений, внушений и т.д. Они нужны — так взрослые учат ребенка регулировать себя с помощью речи. Но полностью научится этому ребенок только к школе — в лучшем случае.

А пока — стоит останавливать ребенка, когда тот пытается сделать что-то «нелегальное» и проговаривать раз за разом правила. Проговаривать именно в этот момент — когда мы оттаскиваем ребенка от кошки, говорить «Мурзика нельзя бить (таскать). Его нужно гладить, вот так». Оттаскивать и проговаривать придется часто. Очень часто. И снова, и снова, и снова. Пока ребенок не созреет (прежде всего, его нервная система) и не научится сам себя останавливать, вспоминая, что Мурзика надо гладить. Еще раз обращаю внимание: не просто распинаться в нотациях и стыдить. А останавливать ребенка.

Я отлично помню, как дедушка с бабушкой наперебой бубнили четырехлетке, чтобы он встал с земли, потому что «только что вылечился, — опять заболеешь — встань сейчас же — почему ты не слушаешь, когда тебе говорят — это безобразие ты ды и ты пы». Ни один из них не поднял ребенка с земли. Карапуз продолжал играть, сидя попой на земле, пропуская все нарастающие децибеллы мимо ушей.

2. 🎈В тот момент, когда ребенок в саду/ школе, особенно если он устал, увлечен игрой или соблазн нарушить правила очень велик, он не вспомнит все, что ему «наобъясняли» накануне дома. Он будет подчиняться не инструкциям, которые ему выдали накануне, а своим импульсам и чувствам. Согласитесь, и мы, взрослые, часто знаем, как «правильно» и «надо», а поступаем импульсивно. Потом жалеем. Например, отлично знаем, что денег осталось мало, но покупаем очередную потрясающую сумочку. Ну, не удержались. Или лезем в холодильник в ночи, и сметам там все. Так вот, дети еще более импульсивны. Им еще тяжелее удержаться.

3.🎈 Кто-то из детей умеет управлять собой лучше, кто-то хуже. Это не связано напрямую с воспитанием (хотя оно играет большую роль). А связано с особенностями развития и созревания нервной системы. Вот тот мальчик, который никак не мог удержаться от беготни на переменах — у него как раз в этом смысле было все очень неблагополучно. И мамина беременность протекала сложно, и родовая травма случилась, и несколько черепно-мозговых в детстве сильно испортили дело. При этом мальчик сообразительный, отзывчивый, добрый и чуткий. И при должных занятиях и поддержке взрослых обязательно научится держать себя в руках. А пока бегает)

4.🎈 Про наказания отлично написала Карен Прайор — я уже цитировала ее. Вот этот пост https://vk.com/child_psychologist_pro?w=wall-11131864..

Итак. Если Вы педагог:
1.Помните, большинство родителей говорят ребенку о правила поведения и объясняют «что можно, а что нельзя». Есть, конечно, и такие, которые сами плевать хотели на правила и считают, что «дисциплина разрушает индивидуальность и творчество». Таким можно коротко и без обиняков объявить, что в саду/ школе действуют вот такие правила, и подчиняться им должны все. Остальные же мамы и папы тратят уйму времени на нотации и внушения, но попадают в ловушку детской импульсивности.

2. Если Вы родитель: помните, что следить за 20-25 бегающими, падающими, толкающимися и дерущимися детьми очень сложно. Как правило, педагог делает все, что может, чтобы избежать травм, ударов, укусов и т.д. Но порой дети- ураганчики все-таки успевают набедокурить. Если Вы знаете, что педагог в целом внимателен к детям — постарайтесь отнестись философски к небольшим синякам, царапинам, ушибам. Серьезные травмы, конечно, оставлять без внимания нельзя.

Желаю всем взрослым терпения! И помните, чем со временем нормально развивающийся ребенок обязательно научится управлять собой. Вы же умеете;)

Автор: Шамаева Наталья

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *